Многие взрослые нуждаются в похвале, которая как
лекарство врачует их уныние, ободряет и придает им силы. А детям похвала нужнее
и важнее еще более, чем взрослым. Ведь их нервная
система только развивается, дети многое не умеют и от того пасуют
перед трудностями, легко расстраиваются, а если же еще у ребенка букет различных психологических
трудностей, то ему похвалы необходимо еще больше.
Оценка взрослого является тем строительным материалом,
из которого в представлении ребенка постепенно складывается его собственный
образ.
Дети
очень сильно эмоционально зависят от взрослых и поэтому они воспринимают
похвалу взрослых, как знак проявление любви к ним. Когда взрослые скупятся на
похвалу, ребенку начинает казаться, что его не любят.
Поэтому
дошкольников и младших школьников необходимо хвалить часто, эмоционально и
преувеличенно. Именно такой стиль соответствует потребностям ребенка на этом
возрастном этапе. В подростковом
возрасте необходима более «взрослая», реальная похвала.
Кроме того, похвала для ребенка является своеобразным
ориентиром как себя вести, какие качества ценят взрослые и т.д. Важно хвалить
за качества характера ребенка, за его положительные поступки и дела. Важно не
ограничиваться словами «умница», «молодец», а надо при воспитании мальчика
делать упор на развитии мужских качеств, а при воспитании девочек – женские.
Хваля ребенка, надо называть его хорошие качества.
Похвала является и средством воспитания ребенка.
Выделяя в ребенке и хваля его за то качество, которое взрослые хотят в
нем видеть. При воспитании ребенка нужно
соблюдать два важных условия:
Во-первых,
нужно особенно хвалить за те поступки, которые даются детям с наибольшим
трудом.
Во-вторых,
стараться облегчить детям задачу. Например, застенчивого ребенка не надо
посылать знакомиться самому, а потом стыдить его за то, что он не справился.
Лучше пойти вместе с ним, познакомиться, всем вместе поиграть. А потом
похвалить ребенка за то, какой он был сегодня общительный. Когда ребенок справиться с трудностью, тогда уже
отпадет потребность в такой преувеличенной похвале.
Когда дети осваивают новые виды деятельности:
одевание, чтение, письмо, общение со сверстниками их необходимо преувеличенно
хвалить и подбадривать. Особенно, если у них
что-то не получается. Но если, тот или иной вид деятельности уже не вызывает у
ребенка явных затруднений, а он по прежнему жаждет похвал, то нужно сделать
так, чтобы плодами его деятельности могли пользоваться окружающие его люди, и
хвалить его уже необходимо за заботу о других.
Все
вышесказанное, не означает, что ребенку не следует делать замечаний и
исправлять его недостатки. Однако замечаний должно быть немного, в несколько
раз меньше, чем похвал. Общий фон, настрой обязательно должен быть позитивным.
Иначе замечания цели не достигнут, а ребенок так и останется один на один со
своими проблемами.
Категория: Общие | Добавлено: 05.03.2009
| Автор: Филиппова Ольга
Просмотров: 5913
| Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]