Страх – охранительная функция организма, другое
дело, если страх приобрел такие формы, что мешает ребенку жить.Причина
страхов - присутствие чего-то угрожающего, либо, наоборот, отсутствие
чего-либо, обеспечивающее безопасность. Страх – это реакция на определенные стимулы, ситуации. Иногда бывает мнимый страх, плод воображения.
Беспричинный страх – называют тревожностью. Демонстративный страх, желание привлечь к себе внимание.
Виды страхов
- Страх неприятия его самого, страх нелюбви
Возникает:
- Когда делают много замечаний.
- Когда мало хвалят, не ищут в ребенке позитивного, не подмечают это позитивное, а зацикливаются на негативном.
- Когда в каких-то трудных ситуациях обвиняют
личность ребенка, например, ты плохой, ты лентяй, ты трус, а не говорят
о своих чувствах.
Например, меня расстроило то –то, что вот так получилось. Когда
родители раздраженны, ребенок попадает в растерянность, ощущая себя
виновным, никчемным, плохим. Он начинает бояться этого чувства, а потом
как следствие у него развивается защитная агрессия, враждебность к
родителям.
- Завышенные требования к ребенку, и не
соответствие этих требований природе ребенка. Очень часто у родителей
сформирован свой образ ребенка, и они своими требованиями подстраивают
ребенка под этот образ. И чем больше к ребенку несоизмеримых
требований, тем больше страхов. Ребенок не справляется с требованиями,
начинает считать себя неумелым, и как следствие недостойным
родительской любви, страх, что из-за этого его перестанут любить. И
ребенок оказывается перед опасной безысходностью, что порождает еще
больший страх.
- Когда появляется младший ребенок в семье. С малышом проводят больше времени, его жалеют, ласкают и т.д.
- Страх одиночества
Возникает:
- Когда у родителей депрессивный фон настроения,
эмоциональная холодность.
Особенно бывает, если ребенок сложный и к нему требуется удвоенное или
даже утроенное внимание, родители могут устать и психологически и
эмоционально отгородиться от ребенка. Эмоциональное ограждение вызывает
у ребенка еще большее непонимание. Дети очень чувствуют, когда с ними
играют, разговаривают, беседуют в близком эмоциональном состоянии или
же родители с ним, но эмоционально далеки.
- Когда наказывают и сажают одного в комнате.
- Когда у ребенка высоко развит интеллект, а значит и воображение, а психика еще не готова к этому.
- Природная робость.
- Скрывающийся за страхом «деспотизм» ребенка, желание так управлять родителями.
- Страх неуспеха, страх перед трудностями
Возникает:
- Когда ругают, например за уроки, у ребенка
развивается такая позиция: «Я плохой, бесполезно что-либо делать»,
развивается беспомощность.
- Наоборот, если излишне опекают, так называемая
гиперопека. Делают за ребенка что-то, хотя он уже может это сделать
сам, но больше потратит времени, усилий, или сразу не очень хорошо
получиться. А родители занимают излишни активную позицию и начинают
делать за ребенка. А у ребенка складывается ощущение, что ему не
доверяют, что у него самого ничего не получиться. Возникает неуспех. А
неуспешность может привести к тому, что ребенок может потянуться к
плохому. Ведь это легче.
- Гиперопека. Когда ребенок что-то делает сам, а
ему трудно, но он справляется, то это дает ему ощущение своей силы,
значимости. А это особенно важно, т.к. ребенок в своей жизни мало еще
чего смог достичь, по сравнению со взрослым.
- Страх темноты
Возникает чаще всего у дошкольников и младших школьников.
- В темноте есть нечто мистическое, а поскольку у детей
архаическое бессознательное проявляется ярче, чем у взрослых,
неудивительно, что темнота часто вызывает у них страх.
- Когда у ребенка высоко развит интеллект, а
значит и воображение, а психика еще не готова к этому, вот ребенок и
начинает фантазировать, что там, в темноте, может быть.
- Природная робость.
- Появление страшных чудовищ в темноте, по мнению многих детей.
- Страх смерти
Возникает у дошкольников и связан в завуалированной форме со
страхом темноты и со страхом одиночества, со страхом засыпания –
ребенок плохо засыпает. - Часто может быть связан с повышенной тревожностью
родителей, со страхом родителей за здоровье своего ребенка и других
родственников.
- Обсуждение при ребенке и вместе с ребенком своих взрослых проблем.
- Нагнетание обстановки средствами массовой
информации. Когда ребенок невольно слышит по телевизору и по радио, что
что-то случилось в очередной раз.
- Страх врачей, уколов
Возникает:
- Из-за пережитой психотравмы, связанной с врачами.
- Из-за природной робости ребенка.
- Из-за неправильной, тревожной позиции взрослых.
- Страх чудовищ, приведений, монстров, колдунов и т.д.
Возникает:
- Из-за усиленного влияния страхов из вне:
1.Компьютерные игры, герои которых мало похожих на добродушных мишек,
2.Современные мультфильмы, где «герои» монстры и монстрики,
роботы-убийцы, вампиры, зомби и т.д. 3. Фильмы «Гарри Поттер» и тому
подобные. 4. Страшные игрушки. Первая реакция ребенка на страхи из вне:
дети прячутся, просят выключить. Это естественная защитная реакция
психики ребенка, работающая на сохранение его психического здоровья.
Когда же эти страхи повторяются из мультика в мультик, когда ребенка
окружают страшные игрушки, то защитная реакция психики ломается. И
начинается саморазрушение, то, что страшно притягивает. Так формируется
психология жертвы, а также равнодушие и безжалостность. Но на
подсознательном уровне, психика работает и говорит, что так не должно
быть и заболевает, и внешне проявляется в невротических проявлениях:
тики, заикание, навязчивые движения, многие начинают писаться и т.д.
Этот страх может маскировать боязнь чересчур строгих, авторитарных или
грубых родителей.
- Другие причины страхов у детей
- Подражание взрослым. Ребенок подражает поведению
родителей, которые сами испытывают страх, тревожность.
Страх возникает и тогда, когда родитель излишне часто предупреждает об
опасности и призывает к осторожности. Ребенок начинает ощущать
неотвратимую опасность и у него в душе поселиться тревога. Если
родители постоянно обсуждают страхи ребенка, дотошно спрашивая ребенка
о мельчайших деталях его страхов. Это подпитывает его страхи, раздувает
воображаемый страх.
Страхи могут быть скрытыми и открытыми. Ребенок
может о них говорить, а может нет. Особенно мальчикам свойственно
носить их в себе. Т.к. мальчик не должен ничего бояться, он должен быть
смелым, так исторически сложилось.
Симптомами страхов являются - грызение ногтей, тики, навязчивые
движения, недержание мочи, капризы, скрытность, замкнутость,
раздражительность, плаксивость.
Что делать:
- Научиться распознавать, когда ребенку плохо и в какой ситуации.
- Обеспечить ребенку тыл в семье.
- Повышать уверенность ребенка в себе – увеличено хвалить,
снизить замечания и требования к ребенку. Старайтесь в ребенке каждый
день найти новое достоинство и так за год наберется 365 или 366
достоинств.
- Не подгонять ребенка под тот образ, которому, как нам
кажется, должен соответствовать ребенок. Надо ценить в нем
индивидуальность. Один хорошо танцует, но плохо пишет, другой очень
добрый, но не лидер и т.д.
- Увеличить тактильный контакт с ребенком, чаще, чем обычно
ласкать его, гладить, брать на руки, делать расслабляющий массаж. Один
психиатр говорил, что взрослому человеку необходимо 4 раза в день
дотронуться до другого, чтобы выжить и психологически сохраниться. А
тем более ребенку, да еще и со страхами нужны прикосновения в 10 раз
больше, а может в 20 раз.
- Очень важно почаще говорить ребенку о своих чувствах к
нему, что родители его очень любят, что принимают его таким, каким он
есть, ребенок должен чувствовать и понимать, что его любят, чтобы
неслучилось.
- Больше играйте, гуляйте с ребенком, вместе со своим
ребенком играйте с другими детьми, это эмоционально сблизит родителей и
ребенка.
- Постарайтесь создать дома доверительные отношения между
родителями и ребенком, и уже потом на основе этих доверительных
отношений выстраивайте дисциплину, а не наоборот.
- Когда почувствуете, что ребенок уже сам справиться с чем-то в какой-то ситуации отходите на задний план.
- Рассказывайте ребенку, как сами были маленькими и тоже чего-то боялись, особенно такой большой и смелый папа.
- В общении с ребенком и в воспитании больше используйте
добрый юмор. Но не смейтесь над ребенком, нельзя говорить ребенку, что
он трус. Лучше отыскивайте смешной эпизод в стрессовой ситуации. Еще
можно страшилки превращать в смешилки. Например, нарисовать что-то
страшное, а потом найти в нем что-то смешное. Но самим лучше не
увлекаться, лучше это сделает специалист.
- Засыпать с ночником, если боится темноты.
- Если у ребенка психотравма, то можно вместе с ним спать.
- Направлять богатое воображение ребенка в творческое самовыражение, к ролевым играм, научить его самостоятельной работе.
- Очень осторожно относиться к современному искусству для детей, не пускать страхам из вне калечить детскую психику.
- Внимательно относиться к своему поведению, при ребенке
постоянно не говорить, как «все плохо», не обсуждать свои взрослые
проблемы при ребенке, т.к. детская психика на готова еще правильно
воспринять эту информацию. Ребенку нужно сначала полюбить тот мир в
котором он живет и взрослые должны ему в этом помочь.
- Почаще вставать на место ребенка.
- И самое интересное, если ребенок чего-то боится, наоборот
хвалить его перед всеми, какой он смелый и не боится того, чего он на
самом деле боится. Вот попробуйте!!!
|