Обидчивость свойственна детям со слабой нервной
системой, с ранимой и чувствительной и хрупкой невротической конструкцией.
Обидчивость неотъемлемое свойство этих детей. Оно мешает жить и ребенку и его
друзьям и близким. И справиться с этой болезненной реакцией очень не просто. На
занятиях мы даем детям рецепты против обиды, отделяя обиду от ребенка: стишок,
и т.д. и этим самым сообщаем ребенку уверенность в своих силах, в том что он
хороший, а обида это всего лишь внешнее, переходящее.
К детским обидам надо относиться с уважением. То, что
взрослым кажется ерундой, для ребенка может быть источником серьезного
душевного страдания. А самое ужасное, когда ребенок жалуется на обидчика и
вместо сочувствия встречает насмешку. Он надеялся, что хоть близкие его поймут
и пожалеют, а оказалось, нет. А ему не у кого искать защиты, кроме родителей.
Мама, если ее обидели, может позвонить подруге, папа встретиться с друзьями. А
ребенку некуда деваться, некому больше пожаловаться.
Над детской обидчивостью никогда нельзя смеяться.
Ведь чувство юмора у детей развивается медленно. У маленьких детей оно
отсутствует. Взрослые думают, что они ребенка, например, смешно назвали, а ему
кажется, что его обозвали. Обиду надо научиться прогонять, отгонять, говоря
ребенку, что пока ты обижаешься, в твоем окружении что-то происходит, и много
хорошего и интересного ребенок может пропустить. Как мы делаем в сценках про
кукол «Катька и Петька». Вот тут уместно посмеяться над обидчивыми персонажами.
Такой смех целителен, он не унижает, а наоборот возвышает ребенка. Таким
образом, он записывается в сильные, он большой, умный смеется над маленькими
глупыми куклами, значит он выше.
Но и с другой стороны, это вовсе не означает, что
обидчивость надо холить и лелеять ни в коем случае(!) Посочувствовав ребенку,
старайтесь сразу же переключить его внимание на что-то другое, что бы не давать
ему возможность «купаться» в вашем сочувствии до бесконечности. Иначе это
станет психологическим наркотиком. А когда ребенок уже успокоился не надо
спрашивать: «Ну что, уже не обижаешься?». Даже ободряющая фраза типа: Вот
молодец! Уже не обижаешься! – пусть косвенно, но способствует ненужной
фиксации. Не помнит – и слава Богу.
Склонны обижаться, как правило, те люди, которые
чувствуют себя слабыми, нелепыми, смешными, такое ощущение характерно для
детей-невротиков c заниженной самооценкой. Поэтому с обидчивостью надо
справляться, постоянно повышая самооценку ребенка. Бывает, что обидчив вовсе не
ребенок, а мать, которая индуцирует ему свое искаженное мироощущение. Мальчик
по складу характера не обидчив, а мама на каждом шагу внушала ему, что его все
обижают, от родственников до друзей. Тут приходилось работать с мамой.
Научиться прогонять обиду это программа минимум. А программа максимум - это пробуждать сострадание к обидчику. Обидчик – это
враг, его ребенок хочет сокрушить, но не может, вот что обидно. На наших
занятиях со школьниками идет постепенная работа с образом врага. Происходит
трансформация образа врага. Сначала мы даем задание найти во враге что-то
смешное. А потом найти то, что вызывает жалость. А потом увидеть во враге
что-то симпатичное. Это страшно трудно, но вы попробуйте, ведь вы актеры. И
последний шаг – постараться увидеть себя глазами своего врага и понять, что же
ему в нас не нравиться, за что он нас обижает. Это сложно, но к концу цикла
психика ребенка заметно укрепляется, и травмировать ее уже невозможно. И
награда для нас это когда дети сообщают нам, что враг перестал быть врагом и с
ним установились дружеские отношения. Начав со стишка и закончив беседу о силе
сострадания, мы показали вам простую на бумаге и сложную на деле траекторию
психоэлевации.
Категория: Общие | Добавлено: 11.04.2008
| Автор: Филиппова Ольга Владимировна
Во-первых Постарайтесь не пугаться поведением своего ребенка. А во-вторых Старайтесь показать ему, что если он обижается, то много интересного теряет и пропускает. Это поможет ему посмотреть на ситуацию с другой стороны и найти другие способы выхода из нее. Ему можно их подсказать...
Моему сыну 3 года он постоянно обижается на всех. В детском саду если его кто толкнет или возьмет игрушку он уходит в угол и плачет, дома если что-то ему не дали или поругали он так же уходит в комнату и сидит там пока я не приду и не позову его, при этом он говорит, что я его обидела и когда придет папа он меня накажет.он обижается даже на маленьких детей которые пытаются с ним играть. Подскажите пожалуйста что делать, а то я не знаю и боюсь, что он когда пойдет в школу его будут все обижать.
Добрый день, скажите, как бороться с тем, что у нас любая обида проявляется в слезах! с одной стороны постоянные слезы утомляют, понимаешь что не стоит бурно реагировать, но получается что не реагируешь совсем. Если переключить внимание, то часто проблема "из-за чего обиделись" остается не решена. Пока ребенку было 2 года на все слезы реагировали спокойно, но вот нам скоро пять, но ничего не меняется. Мы может расшибить коленку до крови ине разревется, а вот что не то в душевном плане, так глаза в слезах...а ведь мальчишка растет!
Большое спасибо за ответ. Кажется, спустя месяц мы стали справляться с данной поблемой. Думаю, что нам повезло с учителем и отчасти это ее заслуга. Хотелось задать вопрос о страхах, но не о детских. Сын самостоятельно добирается в школу на автобусе в другой район города. Он сам захотел попробовать. Чувствует себя уверенно. Сейчас, после окончания отпуска, у меня нет возможности контролировать его поездки туда и обратно. Только по сотовой связи. Очень переживаю за него, постаянно дергаюсь и мысленно отслеживаю весь его путь в голове. Каждый день. Когда я говорю ему об этом, он отвечет, что все нормально, только скучно ездить без меня. Многие меня осуждают за это. Можно ли что-то изменить в данной ситуации? Или перестать переживать, да вот сердцу не прикажешь...
Уважаемая Юлия, попробуйте разобрать вместе с ребенком какие качества есть у настоящего Лидера. Лидер это не только тот кто во всем первый, но и тот, кто может уступить и позаботиться о других. Мы вместе с родителями и детьми проигрываем такие ситуации на куклах в нашем психологическом театре и тогда, у детей возникает понимание кто такой настоящий лидер, и как лидеры себя ведут, и они уже перестают обижаться.
Добрый день. Мой ребенок в этом году пошел в 1 класс. Растет очень способным и умным ребенком, по характеру лидер. Но никак не можем справиться с его обидчивостью в части того, что если на уроке его не спрашивают, даже до слез доходит. В садике была такая же история. Хочет быть везде первым, ведущим. Учитель уже сделал замечание. Хотя характер у него очень сильный, мальчик самостоятельный.
Уважаемая Юля, в этом нет ничего особенного, так дети в этом возрасте проявляют свое желание быть полностью в Вашем внимании. Попробуйте эмоционально не реагировать на такие демонстративные проявления "обид". Но в то же время увеличьте эмоциональный и тактильный контакт с дочерью, в те моменты, когда она настроена на общение. Если ничего не изменится проконсультируйтесь у психолога.
Моей дочери 3 года. Когда она обижается, она хмурится, отворачивается и не разговаривает. Часто я даже не знаю, на что она обиделась. И добиться от нее объяснений не могу. Мы живем с ней вдвоем. Отца нет. Хотелось бы посоветоваться, как правильно вести себя в такой ситуации.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]