В последнее время психологам чаще приходиться
сталкиваться с очень искаженным поведением детей. С одной стороны
скованность и недоразвитие речи. С другой - сильная агрессивность и
зашкаливающая демонстративность. Такой ребенок стесняется ответить на
вопрос, но при этом не боится кривляться перед чужими взрослыми. Ведут
себя неуправляемо, гипервозбудимы, невнимательны, модели плохого
поведения их притягивают как магнит, а взрослого они будто не слышат.
Эти дети обожают боевики и отказываются смотреть наши отечественные
мультфильмы. Из-за их эмоциональной неразвитости, от их понимания
ускользает содержание наших мультфильмов. Все эти дети с раннего
возраста увлечены компьютером, телевизором.
Негативное влияние Современных СМИ на развитие детей очевидны для специалистов.
- Современное искусство изменяет и деформирует психику
ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели
поведения. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и
опасные ценности: культсилы, агрессии, грубого и пошлого поведения, что
приводит к гипервозбудимости детей.
- В западных мультфильмах происходит фиксация на
агрессии. Многократное повторение сцен садизма, когда герой мультфильма
причиняет кому-то боль, вызывает у детей фиксацию на агрессии и
способствует выработке соответствующих моделей поведения.
- Дети повторяют то, что видят на экранах, это
следствие идентификации. Идентифицируя себя с существом, отклоняющиеся
поведение, которого никак на экране не наказывается и даже не
порицается, дети ему подражают и усваивают его агрессивные модели
поведения. Альберт Бандура еще в 1970 году говорил о том, что одна
телевизионная модель может стать предметом подражания для миллионов.
- Убивая, в компьютерных играх, дети испытывают
чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы. В
виртуальной действительности отсутствует масштаб человеческих чувств:
убивая и подавляя ребенок не переживает обычных человеческих эмоций:
боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь
искажены, вместо них ребенок получает удовольствие от удара и
оскорбления и собственной вседозволенности.
- Агрессия в мультфильмах сопровождается красивыми,
яркими картинками. Герои красиво одеты, или находятся в красивом
помещении или просто рисуется красивая сцена, которая сопровождается
убийством, дракой, и другими агрессивными моделями поведения, это
делается для того чтобы мультфильм притягивал. Т.к. если на основе уже
имеющихся представлений о красоте вливать картинки садизма, то этим
самым размываются уже сложившиеся представления. Таким образом,
формируется эстетическое восприятие, новая культура человека. И эти
мультфильмы и фильмы детям уже хочется смотреть, и они уже ими
воспринимаются как норма. Дети к ним тянутся, и не понимают, почему
взрослые с традиционными представлениями о красоте, о норме не хотят их
им показывать.
- Часто персонажи западных мультфильмов уродливы и
внешне отвратительны. Для чего это нужно? Дело в том, что ребенок
идентифицирует себя не только с поведением персонажа. Механизмы
имитации у детей рефлекторные и такие тонкие, что позволяют улавливать
малейшие эмоциональные изменения, мельчайшие мимические гримасы. Чудища
злобные, тупые, безумные. И идентифицирует себя с таким персонажами,
дети соотносят свои ощущения с выражением их лиц. И начинают вести
соответствующим образом: невозможно перенять злобную мимику и
оставаться в душе добряком, перенять бессмысленный оскал и стремиться
«грызть гранит науки», как в передаче «Улица Сезам»
- Атмосфера видеорынка пронизана убийцами,
насильниками, колдунами, и прочими персонажами, общение с которыми
никогда не выбрали бы в реальной жизни. А дети все это видят на экранах
телевизора. У детей подсознание еще не защищено здравым смыслом и
жизненным опытом, позволяющим отграничить реальное и условное. У
ребенка все увиденное – реальность, запечатлевающая на всю жизнь. Экран
телевизора c насилием мира взрослых заменил бабушек и мам, чтение,
приобщение к подлинной культуре. Отсюда рост эмоциональных и
психических расстройств, депрессий, подростковых самоубийств,
немотивированной жестокости у детей.
- Главная опасность телевизора связана с подавлением
воли и сознания, аналогично тем, что достигается наркотиками.
Американский психолог А.Мори пишет, что продолжительное созерцание
материала, утомляя зрение, производит гипнотическое оцепенение, что
сопровождается ослаблением воли и внимания. При определенной
длительности воздействия световые вспышки, мерцание и определенный ритм
начинают взаимодействовать с мозговыми альфа-ритмами, от которых
зависит способность концентрации внимания, и дезорганизуют мозговую
ритмику и развивается синдром нарушения внимания с гиперактивностью.
- Поток зрительной и слуховой информации, не требующий
сосредоточенности и умственных усилий, воспринимается пассивно. Это со
временем переносится на реальную жизнь, и ребенок начинает ее
воспринимать так же. И уже сосредоточиться над выполнением задания,
сделать умственное или волевое усилие, все труднее. Ребенок привыкает
делать только то, что не требует усилия. Ребенок с трудом включается на
уроках, с трудом воспринимает учебную информацию. А без активной
умственной деятельности не идет развитие нервных связей, памяти,
ассоциаций.
- Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство.
Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств и общения со
сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой
мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора
и компьютера, лишая себя той возможности развития, что дается человеку
только в детстве.
Далее, хотим вам предложить для внимания
рекомендации детских невропатологов и психологов по сохранению
психосоматического здоровья детей.
- Детям до трех лет телевизор смотреть не следует. А если
ребенок перенес перинатальную энцефалопатию, или у него судороги на
повышенную температуру, или у него черепно-мозговая травма, менингит,
если у него повышенная возбудимость, плохой сон, ранний отказ от
дневного сна, заикание, тики то и до 5-6 лет.
- Здоровые дети 3-4 лет проводить у телевизора
могут 15 мин. 5-6летние дети 30 мин., младшие школьники 1- 1,5 часа 2-3
раза в неделю.
- Виртуальные образы привлекают и создают
психологическую зависимость, прежде всего потому, что стимулируют
перевозбуждение нервной системы и дисгармонию мозговых ритмов,
происходящих благодаря скорости, яркости, эффекту «мелькания». Поэтому
необходимо сначала взрослым самим просмотреть мультфильмы и фильмы,
которые хотят показать детям, обращая внимание на то, не вызовут ли они
перевозбуждение нервной системы.
- До 7 лет у детского сознания нет защитного
барьера от виртуальной агрессии, только после 12-ти лет дети учатся
разделять виртуальную и действительную реальность. Поэтому не
оставляйте вашего ребенка один на один с телевизором, компьютером. Сам
он защитится перед виртуальной агрессией, не сможет.
- Учитывайте факторы вредного физиологического воздействия электромагнитного излучения при работе ребенка с компьютером:
- повышенная утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы
- расстройство сна, нарушение памяти и внимания
- рост аллергических реакций организма
- изменение в костно-мышечной системе
- специфические боли в запястье и пальцах при работе с клавиатурой
- развитие близорукости
На сегодняшний день, только мы с вами, дорогие
родители, можем защитить наших детей от того насилия, от той
деструктивной и хаотической энергии, которая врывается в нашу жизнь и
сохранить наших детей здоровыми с желанием жить и любить этот мир.
Надеюсь, моя небольшая лепта, поможет вам в этом. вверх
|