Смех и шутки – неотъемлемая часть культуры каждого
народа. Изначально смех был средством
выплеснуть накопившиеся эмоции.
Смех у народов
проявлялся в том, как наряжались ряженные, какие шутки они шутили.
У всех народов шутить было принято и во времени праздников, у русских смеховые
поединки и шутки выражались в частушечных перепевах. Смех у народа нес еще
«обережные» функции - это различные
формы обрядового смеха во время охоты и
во время различных обрядовых
церемоний.
У многих народов смех приобрел социальны функции. Смех способен
преодолевать многие недостатки, изобличать ложь, порок. Современные исследования школьников показывают,
что больше всего смеются те, кто пользуется авторитетом. Тот, кто смеется больше в жизни, бывают более успешными.
Люди склонны смеяться, заметив что-либо забавное. А
смех вызывает реакцию нашего тела. Все мышцы сначала сжимаются, потом
расслабляются. Дыхание и пульс на короткий срок учащаются, благодаря чему кровь
обогащается кислородом. А в головном мозге происходит снижение чувствительности
к боли. Вырабатываются эндорфины – вещества, уничтожающие боль и приносящие
удовольствие. Смех влияет и на иммунную
систему, увеличивая активность лимфоцитов и других антител. Здоровый юмор в
нашей жизни так же нужен, как воздух, солнце и вода. Влияние его на нас огромнейшее!
Нет ничего печальнее воспитания детей родителями, у которых
отсутствует чувство юмора. За годы работы с «трудными детьми» у меня накопилась
большая стопка анкет, заполненных взрослыми и детьми. В каждой из них есть
вопрос «Часто у Вас в семье шутят, смеются?»
В большинстве случаев родители отвечают «да», но в анкете
их детей видишь, что на вопрос: «Кто из взрослых рассказывает тебе что-то
смешное?», дети отвечают: «никто».., или
«гости». А преобладающее мамино настроение определяют как «Грустное», «серьезное», «сердитое».
НАЧИНАЕШЬ НАБЛЮДАТЬ ЗА РОДИТЕЛЯМИ И ХМУРОЕ
НАПРЯЖЕННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ИХ ЛИЦ ГОВОРИТ ОБ ОБСТАНОВКЕ В СЕМЬЕ КРАСНОРЕЧИВЕЕ ВСЯКИХ
СЛОВ.
- «А что нам веселиться, когда сплошные проблемы и
жизнь не располагает к веселью»,- отвечают родители, когда заводишь с ними
разговор о том, что мрачная атмосфера в семье давит на детей и у них могут
возникнуть проблемы в общении с другими детьми.
Особенно часто так отвечают родители трудных детей и
этим ставят себя и своих детей в еще более трудную ситуацию.
Ведь дети созданы для радости, их ничего не стоит рассмешить,
и сколько раз было, что дети меланхолики, попадая в компанию, где царит
доброжелательное веселье, становились гораздо общительнее и открытие. Смеясь,
детям гораздо легче расстаться со своими обидами, со страхами, и с капризами.
Смех защищает человека, делает его
сильнее и неуязвимее. Особенно это важно сейчас, когда возросли детские
неврозы, а значит, наши дети особенно нуждаются в психологической поддержке. Да
и самим родителям, не имеющим чувства
юмора, гораздо сложнее воспитывать
детей, поскольку юмор является прекрасным средством эмоционального
саморегулирования, в котором есть необходимость у подавляющего большинства людей.
Важно не задавить природную
жизнерадостность, в той или иной степени присущую каждому малышу. А для этого
важно взрослым следить за своим выражением лица и тоном. Чем больше смеха в
семье и веселее голосов, тем здоровее
атмосфера в семье, тем легче ребенку в такой семье расти и развиваться.
Развивать
чувство юмора у детей нужно постепенно.
1. Первые шутки малыша – это поначалу случайные, а
потом и намеренные ошибки, нарушающие привычный ход и порядок вещей. Назвать папу мамой, ответить невпопад, что корова
кричит "гав-гав”, напоказ причесываться ложкой и потом ждать реакции родителей
или, не дожидаясь, заливаться смехом – первое проявление чувства юмора.
Закрепить и развить его помогут ваши удивление, искренний совместный смех и, конечно,
ответные шутки. А чтобы расширить количество юмористических ситуаций, больше
рассказывайте и показывайте малышу, развивайте его внимательность. Ведь прежде
чем начать нарочно ошибаться, малыш должен уверенно затвердить правильный
ответ.
2. Практически любые советы о воспитании обязательно
содержат указания на личный пример родителей. Родителям важно развивать у себя чувство юмора.
3. Прислушивайтесь к первым шуткам малыша, не отмахиваясь
от них скучным «Не говори глупостей». И
тогда вы увидите, как меняются шутки с возрастом ребенка, как много он
подмечает, как удивительно воспринимает мир. Увидите, как первые нелепицы
сменяются забавным словообразованием, а потом наивными выводами и затем вполне
осознанными и меткими остротами. Если чувство юмора можно вырастить, то именно
питая его вниманием и вашими улыбками.
4. Шутите вместе. Ребенок вам скажет, что кошка сказала «чик-чирик», а вы ему ответьте,
что видели воробья, который кукарекал. Малыш придумает смешное слово «катяляпа»,
а вы ему расскажите, что катяляпы больше всего любят есть макараку. Пытайтесь
угадать логику ребенка, понять принцип его нелепицы и попасть своим ответом в
его шутку.
5. Находите смешное всегда и везде. Важнее всего
научиться переводить в шутку скандал.
Например, малыш отказывается чистить зубы, вы пререкаетесь на повышенных тонах
и вдруг, опомнившись, нарочно оговариваетесь: «Сейчас же иди чистить уши!» И в
итоге вместе весело смеетесь. А в ванной, если ребенок все еще недоволен, опять
ошибитесь, взяв вместо зубной пасты тюбик крема. Но помните, смеяться в таких
случаях лучше над собой, а не над огорченным или обиженным малышом.
6. В детских книжках очень много шуток и юмора. Их нужно читать, обсуждать, разыгрывать в домашнем
театре, искать параллели с реальным миром. Чаще опыт ребенка помогает понять
улыбку автора, но бывает и наоборот, сама книга приносит в жизнь малыша что-то
смешное. В нашу группу приходят в
четырехлетнем возрасте. В это время мы и начинаем читать им юмористические
стихи К. Чуковского, А. Барто, С. Маршака, русские народные и зарубежные
песенки в переводе русских писателей. Мы заметили, что дети по-разному реагируют
на одно и то же произведение. Одни просто улыбаются, другие повторяют смешные
отрывки, слова и выражения, а у некоторых детей выражение на лице не меняется,
как будто они остаются равнодушными к прочитанному. Но при детальном разборе
небылиц и путаниц мы видели, что детям становится понятен юмор этих
произведений, и при последующем чтении они тоже улыбались, могли посмеяться над
человеком рассеянным С. Маршака, над котятами К. Чуковского, которым захотелось
хрюкать.
7. Родителям нередко приходится твердить одно и тоже:
«Сложи вещи. Вымой руки…». Иногда, для разнообразия, можно давать советы от
противного («Разбросай побольше
вещей. Что-то руки у тебя слишком чистые, иди еще их запачкай»). Ребенок
посмеется, наконец-то услышит и, может быть, выполнит родительские просьбы наоборот.
8. Чтобы ребенок лучше разобрался в механике розыгрышей,
возьмите его в сообщники и подшутите вместе над кем-то из родственников. Но шутки обязательно должны быть добрыми и не
затрагивать тем, которые участники могут принять близко к сердцу. Первое апреля
только раз в году, но, может, стоит организовывать и свои, семейные, Дни смеха?
9. Оберегайте малышей от примитивного юмора, злых шуток
и глупых розыгрышей. Пусть не сразу,
но со временем ребенок поймет, что нет ничего смешного в том, что кому-то
больно или обидно и найдет себе более достойный повод для смеха.
10. Чувство юмора невозможно без умения смеяться над
самим собой. Легче сносят шутки и
более склонны к самоиронии дети, уверенные в себе и своей ценности, убежденные
в принятии и любви родителей, наблюдающие родителей, которые и сами не слишком
серьезны, и первыми смеются над шутками в свой адрес.
Чувство юмора - чудесный помощник. Попробуйте! Чтобы
быть оптимистичным и воспитать позитивных детей, нам необходимо чувство юмора,
которое поможет преодолеть проблемы, препятствия и разочарования, с которыми
нам часто приходится сталкиваться в жизни. Юмор может отлично поднимать дух.
Опыт показывает, что юмор играет немаловажную роль в образовательном и
воспитательном процессе. Я, работая с детьми, не раз замечала, что с
шуткой работается легче и веселее, настроение
у детей поднимается, и тогда можно достичь любых вершин. Чем чаще мы используем
в повседневной жизни юмор, тем чувствительнее дети становятся к нему, легче
откликаются на шутки. Эти наблюдения подталкивали к поиску новых юмористических произведений
для детей. Так, мы открыли для детей книги Э. Успенского, И. Пивоварову, О.
Григорьева, Т. Собакина, Г. Остера, А. Усачева, И. Шевчука, М. Бородицкую и многих
других авторов.
К. Чуковским, писал: «…воспитать в ребёнке юмор – драгоценное качество,
которое, когда ребёнок подрастёт, увеличит его сопротивление всякой
неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами. У ребёнка
вообще есть великая потребность смеяться. Дать ему добротный материал для
удовлетворения этой потребности – одна из последних задач воспитания».
Предлагаем Вниманию родителей
литературу, которая поможет развить у ребенка чувство юмора:
«Небылицы в лицах», Ленинград, «Художник РСФСР»,
1982;
С. Маршак «Дом, который построил Джек», Москва, «Малыш»,
1985;
К.Чуковский «Сказки», Москва, «Оникс», 1998;
Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар», Москва, «Эксмо»,2004;
Б. Эльшанский «Кляки-маляки», Москва, «Омега», 1999;
«Волшебный мир», стихи, песенки, небылицы, считалки,
«Планета детства», Балашиха, Московской области, 2003;
«Всё наоборот», небылицы и нелепицы в стихах, Москва,
«Просвещение», 1992;
В. Лифшиц «Видел сам», Москва, «Детская литература»,
1979;
«Детские анекдоты», Москва, «Чёрная курица», 1992;
А. Барто «Стихи детям», Москва, «Эксмо», 2005;
Л. Кузьмин «Шагал один чудак», Пермское книжное издательство,
1988;
В. Драгунский «Денискины рассказы»;
М. Зощенко «Галоши и мороженое»;
А.Усачёв «Стихи»;
Б. Заходер;
Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»;
Г. Остер «Вредные советы», «Конфетоведение», Москва,
«Росмэн», 1996.
Н. Носов
Линдгрен «Повесть об Эмиле из Леннеберги» «Мы все из Бюллелбю»
Э.Портер «Полианна»
Не бойтесь детского смеха. Не прячьте свои родительские
улыбки. Смейтесь вместе с детьми! Это самая «здоровая и исцеляющая» привычка.
Потому что смех – душевный целитель! Сильного духом не сломит ни одна болезнь.
Предлагаю Вам несколько советов психологов, проверенных
жизнью и повседневной практикой: КАК СОХРАНИТЬ РАДОСТЬ ЖИЗНИ.
1. Настроение человека в течение дня в большей степени
зависит от часа пробуждения. Исследователи Лиссабонского Университета
утверждают, что ранний подъем приблизительно на 50-60% снимает риск депрессии,
апатии, уныния. С первыми лучами солнца количество гормонов, которые воздействуют
на центры угнетения в головном мозге, резко уменьшается.
Поэтому постепенно надо перестроить режим сна и бодрствования
семьи и ребенка под «биологические» часы организма. Многие физиологи, диетологи
и китайские медики подтверждают тот факт, что «время желудка» т.е. время завтра
с 7 до 8 утра.
2. Больше двигайтесь. Ученые пока не объяснили этот
феномен. Но любая физическая активность здоровому человеку доставляет настоящее
наслаждение, а нездоровому – помогает справиться с болезнью.
3. Психическую и физическую активность стимулируют
ароматы цитрусовых. Одновременно они уменьшают выработку «стрессового» гормона
адреналина. В осенне-зимний период постоянно ешьте и предлагайте своему ребенку
апельсины, мандарины, пейте чай с лимоном. Очень хорошо помогает снять осеннюю
депрессию ваза на столе с этими фруктами. Любуйтесь «лекарствами», созданными
матушкой-природой!
4. Постарайтесь быть счастливыми! Понаблюдайте за собой,
подумайте и решите, что конкретно приводит вас и ваших близких в хорошее
настроение, что радует и стремитесь к этому.
5. Помогайте другим людям. В нас глубоко заложен альтруизм
– потребность бескорыстно помогать окружающим. Помогая другим, мы помогаем себе
и своим близким. Во-первых, растет самоуважение, во-вторых, снимаются
психические и физические стрессы.
6. Отдавайте много сил своей любимой профессии. Всё,
что мы любим, доставляет нам радость и приносит счастье. Но… ВСЕГДА, КАЖДЫЙ
ДЕНЬ находите время пообщаться, поиграть, пошалить, повеселиться, просто
подурачиться со своими детьми.
7. Любите своих близких и своих детей. Говорите им об
этом. От этого Вы будете чувствовать себя счастливыми.
Педагог-психолог высшей категории Филиппова О.В
|