Вопрос о развитии личности представляет не только научный
интерес. Психоанализ ищет и находит корни проблем в различных стадиях детства и
юности. Выходит, что не только все мы родом из детства, но и проблемы наши родом
оттуда же. А значит, для решения проблем, надо выявлять их истоки в различных
возрастных стадиях развития.
Эрик Эриксон – наиболее читаемый в США психоаналитик
ХХ века, ученик Фрейда и его дочери Анны Фрейд, изучаемый и в Европе, еще мало
известен у нас. Он создал новую теорию
психо-социального развития, она включает восемь стадий развития "Я”, на
каждой из которых прорабатываются и уточняются ориентиры по отношению к себе и
к внешней среде. Теория Эриксона, рассматривает 8 стадий психо-социального развития,
соответствующих 8 возрастным кризисам. На каждой из этих стадий решается своя
задача, важная для развития личности, таких задач получается тоже 8. Эриксон выделяет 8 основных задач, которые
человек, так или иначе, решает в течение своей жизни. Эти задачи присутствуют
на всех возрастных этапах, на протяжении всей жизни. Но каждый раз одна из них
актуализируется с очередным возрастным кризисом. Если она решается в
положительном ключе, то человек, научившись справляться с подобного рода
проблемами, дальше чувствует себя в похожих ситуациях более уверенно. Новые
возрастные кризисы выводят на первый план новые проблемы, каждый возрастной
этап "подбрасывает” свои задачи. А на старые, привычные, часто не хватает ни
сил, ни времени, ни желания уже. Так и тянутся они в виде отрицательного опыта,
опыта поражений. В таких случаях говорят, что за человеком тянется "хвост
проблем”. Таким образом, Э. Эриксон рассматривает соответствие между стадиями
взросления и проблемами, которые человек, не решив на определенной стадии,
потом так и тянет за собой всю жизнь.
I стадия.
Орально-сенсорная
Возраст: первый год жизни.
Задача этапа: базисное доверие против базисного недоверия.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: энергия
и надежда.
Эриксон. Степень доверия младенца к миру зависит от
заботы, проявляемой к нему. Нормальное развитие происходит, когда его
потребности быстро удовлетворяются, он долго не испытывает недомогания, его
баюкают и ласкают, с ним играют и разговаривают. Поведение матери уверенно и
предсказуемо. В таком случае вырабатывается доверие к миру, в который он пришел.
Если он не получает должного ухода – вырабатывается
недоверие, боязливость и подозрительность.
Задача этого этапа – проработать необходимый баланс
между доверием и недоверием к миру. Это поможет, уже будучи взрослым, не
поддаваться на первую же рекламу, но и не быть "человеком в футляре”,
недоверчивым и подозрительным ко всему и ко всем.
В результате удачного прохождения этой стадии вырастают
люди, которые черпают жизненную веру не только в религии, но и в общественной
деятельности и научных занятиях. Не прошедшие удачно эту стадию люди, даже если
исповедуют веру, фактически, каждым вздохом выражают недоверие к людям.
II стадия.
Мышечно-анальная
Возраст 2-й – 3-й годы жизни.
Задача этапа: автономия против стыда и сомнения.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: самоконтроль
и сила воли.
На этом этапе на первый план выходит развитие самостоятельности
на основе моторных и психических способностей. Ребенок осваивает различные движения.
Если родители предоставляют ребенку делать самому то, что он может, у него вырабатывается
ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и, в
значительной мере, средой. Появляется самостоятельность.
Если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать
за ребенка то, на что он и сам способен, развивается стыдливость и
нерешительность. Если родители постоянно бранят ребенка за мокрую постель,
запачканные штанишки, пролитое молоко, разбитую чашку и т.п. – у ребенка закрепляется
чувство стыда и неуверенность в своих способностях управлять собой и
окружением.
Внешний контроль на этой стадии должен твердо убеждать
ребенка в его силах и возможностях, а также защищать от анархии.
Исход этой стадии зависит от соотношения сотрудничества
и своеволия, свободы самовыражения и ее подавления. Из чувства самоконтроля,
как свободы распоряжаться собой без утраты самоуважения, берет начало прочное
чувство доброжелательности, готовности к действию и гордости своими достижениями,
чувство собственного достоинства. Из ощущения утраты свободы распоряжаться
собой и ощущения чужого сверхконтроля происходит устойчивая склонность к
сомнению и стыду.
III стадия.
Локомоторно-генитальная
Возраст 4 – 5 лет – дошкольный возраст.
Задача этапа: инициатива (предприимчивость) против
чувства вины.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: направление
и целеустремленность.
К началу этой стадии ребенок уже приобрел множество
физических навыков, начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать
на действия и подражать им. Проявляет изобретательность в речи, способность
фантазировать.
От того, как реагируют взрослые на затеи ребенка, во
многом зависит перевес качеств в характере. Дети, которым предоставлена
инициатива в выборе деятельности (бегать, бороться, возиться, кататься на
велосипеде, санках, коньках), вырабатывают предприимчивость. Закрепляет ее
готовность родителей отвечать на вопросы (интеллектуальная предприимчивость) и
не мешать фантазировать и затевать игры.
Если взрослые показывают ребенку, что его деятельность
вредна и нежелательна, вопросы назойливы, а игры бестолковы, он начинает
чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины во взрослую жизнь.
Опасность этой стадии – в возникновении чувства вины за свои цели и поступки в
ходе наслаждения новым локомоторным и ментальным могуществом, которые требуют
энергичного обуздания. Поражение ведет к покорности, чувству вины и тревоги.
Подавляются и сдерживаются излишне оптимистические надежды и дикие фантазии.
На этой стадии происходит самое важное по последствиям
разделение между потенциальным триумфом человека и потенциальным тотальным
разрушением. И именно здесь ребенок навсегда становится разделившимся внутри
себя: на детский набор, сохраняющий изобилие потенциалов роста, и родительский набор,
поддерживающий и усиливающий самоконтроль, самоуправление и самонаказание.
(Сравним: у Берна состояние Родитель.) Развивается чувство моральной
ответственности.
То, что на протяжении всей жизни человека его совесть
остается частично детской, составляет самую суть человеческой трагедии. Ибо
супер-эго ребенка способно быть грубым, безжалостным и непреклонным, когда дети
чрезмерно контролируют себя и сжимают свое "Я” до точки самоуничижения; когда
они развивают сверхпослушание, более педантичное, чем то, которого хотели
добиться родители; или когда они развивают глубокие и стойкие обиды, т.к. сами
родители, оказывается, не живут по этой совести.
Результирующая уверенность в своей правоте – главная
награда за добропорядочность – часто обращена против других в виде нетерпимого
поучающего надзора. Доминирующее стремление человека – запрещение, а не
проявление инициативы.
Ребенок на этой стадии склонен учиться быстро и жадно,
стремительно взрослеть в смысле разделения обязанностей и дел. Хочет и может
заниматься совместными делами, вместе с другими детьми придумывает и планирует
дела. Подражает идеальным прототипам. Эта стадия связывает мечты раннего
детства с целями активной взрослой жизни.
IV стадия.
Латентная
Возраст 6 – 11 лет.
Задача этапа: трудолюбие (умелость) против чувства неполноценности.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: система
и компетентность.
Любовь и ревность находятся на этой стадии в скрытом
состоянии (о чем и говорит ее название – латентная).
Это годы начальной школы. Ребенок проявляет способность
к дедукции, организованным играм, регламентированным занятиям. Интерес к тому,
как вещи устроены, как их приспособить, освоить. В эти годы он напоминает
Робинзона Крузо и часто интересуется его жизнью.
Когда детей поощряют мастерить, строить шалаши и
авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести
начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у ребенка вырабатывается
умелость, способности к техническому творчеству.
Когда родители видят в трудовой деятельности ребенка
одно "баловство” и "пачкотню”, это способствуют выработке у него чувства
неполноценности. Опасность этой стадии – чувство неадекватности и
неполноценности. Если ребенок отчаивается в своих орудиях труда и рабочих
навыках или занимаемом месте среди товарищей, то это может отбить охоту к
идентификации с ними, ребенок считает себя обреченным на посредственность или
неадекватность.
На этой стадии буйное воображение укрощается законами
объективного мира, даже чтением, письмом и арифметикой. До того, как ребенок,
психологически готовый к элементарной роли родителя, способен стать
биологическим родителем, он должен побыть в роли работника и потенциального
кормильца. Он учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом.
Окружение ребенка на этой стадии уже не ограничивается
домом. Влияние не только семьи, но и школы. Отношение к нему в школе оказывает
существенное влияние на уравновешенность психики. Отставание вызывает чувство
неполноценности. Он уже убедился на опыте, что в лоне семьи нет осуществимого будущего.
Систематическое обучение – во всех культурах происходит на этой стадии. Именно
в этот период более широкое общество становится важным в отношении предоставления
ребенку возможностей для понимания значимых ролей в технологии и экономике
общества.
Фрейд называет эту стадию латентной, т.к. неистовые
влечения находятся в спячке. Но это лишь временное затишье перед бурей полового
созревания, когда все более ранние влечения вновь появляются в новом сочетании,
чтобы оказаться подчиненными генитальности.
V стадия. Подростковый возраст и ранняя
юность
Классический психоанализ отмечает на этой стадии проблему
"любви и ревности” к собственным родителям. Успешное решение зависит от того,
найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Это продолжение латентной
стадии по Фрейду.
Возраст 12 – 18 лет.
Задача этапа: идентичность против смешения ролей.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: посвящение
и верность.
Главное затруднение на этой стадии – идентификационная
спутанность, неспособность опознать свое "Я”.
Подросток созревает физиологически и психически. В добавление
к новым ощущениям и желаниям у него развиваются новые взгляды на вещи, новый
подход к жизни. Интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают.
Подростки могут себе создавать мысленный идеал семьи,
религии, общества. Вырабатывать и перенимать теории и мировоззрения, которые
сулят примирить все противоречия и создать гармоничное целое. Подросток – это
нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее,
чем вообразить в теории.
Связь с окружающими колеблется между положительным
полюсом идентификации "Я” и отрицательным -– путаницы ролей. Главная задача –
объединить все свои роли: школьника, сына, спортсмена, бойскаута, газетчика и
т.д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым
и спроецировать в будущее. Если справится, у него появится ощущение того, кто
он есть, где находится и куда идет. Все тождества и непрерывности, на которые
эго полагалось, подвергаются сомнению вследствие интенсивности физического
роста, усугубляемого процессом созревания. Происходит физиологическая революция.
Влияние родителей на этой стадии – косвенное. Если
подросток благодаря родителям уже выработал доверие, самостоятельность,
предприимчивость и умелость, то его шансы на идентификацию, т.е. на опознание
собственной индивидуальности значительно увеличиваются.
Обратное, справедливо для подростка недоверчивого,
неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. При
трудностях самоидентификации проявляются симптомы путаницы ролей. Это часто
бывает у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте
распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей
личности и свои беспорядочные связи не соотносят ни со своим интеллектуальным
уровнем, ни с системой ценностей.
В значительной степени юношеская любовь – это попытка
добиться четкого определения собственной идентичности, проецируя расплывчатый
образ своего эго на другого и наблюдая его уже отраженным и постепенно
проясняющимся. Вот почему в юношеской любви так много разговоров.
Обособленность круга и отвержение "чужаков”. Опознавательные
знаки "своих” – одежда, макияж, жесты, словечки. Эта интолерантность
(нетерпмость) – защита против "помрачения” сознания идентичности. Подростки
стереотипизируют себя, свои идеалы, своих врагов. Часто подростки отождествляют
свое "Я” с образом, противоположным тому, что ожидают их родители. Но иногда
лучше ассоциировать себя с "хиппи” и т.п., чем вообще не обрести своего "Я”.
Подростки испытывают способность друг друга хранить верность. Готовность к
такому испытанию объясняет привлекательность для молодежи простых и жестких
тоталитарных доктрин.
VI стадия.
Ранняя взрослость
Возраст: период ухаживания и ранние годы семейной
жизни. От конца юности до начала среднего возраста. Здесь и далее Эриксон уже
четко не называет возраст.
Задача этапа: близость против изоляции.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: аффилиация
и любовь.
К началу этой стадии человек уже опознал свое "Я” и
включился в трудовую деятельность.
Ему важна близость – не только физическая, но и способность
заботиться о другом человеке, делиться с ним всем существенным без боязни
потерять при этом себя. Новоиспеченный взрослый готов проявлять нравственную
силу и в интимных, и товарищеских взаимоотношениях, оставаясь верным, даже если
потребуются значительные жертвы и компромиссы. Готовность не дрогнуть перед
страхом потери эго даже в ситуациях, требующих отказа от себя, например, при
групповой солидарности, в брачных союзах, в физическом единоборстве, при испытании
влияния наставников и прорыве в сознание потаенных мыслей и чувств. Проявления
этой стадии – не обязательно в сексуальном влечении, но и в дружбе. Например,
между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых условиях, образуются тесные
связи – образец близости в широком смысле.
Опасность стадии – избегание контактов, которые обязывают
к близости. Избегание опыта близости из-за страха утратить эго приводит к чувству
изоляции и последующему самопоглощению. Если ни в браке, ни в дружбе он не
достигает близости – одиночество. Не с кем разделить свою жизнь и не о ком
заботиться. Опасность этой стадии состоит в том, что и интимные, и
соперничающие, и враждебные отношения человек испытывает к одним и тем же
людям. Остальные – безразличны. И только научившись отличать схватку соперников
от сексуального объятия, человек осваивает этическое чувство – отличительный
признак взрослого человека. Только теперь проявляется истинная генитальность.
Ее нельзя считать чисто сексуальной задачей. Она есть объединение способов
подбора партнера, сотрудничества и соперничества.
Однажды Фрейда спросили, что взрослому человеку следовало
бы уметь делать хорошо. Ожидался пространный ответ, но он ответил: "Любить и
работать”, имея в виду общую плодотворность работы, которая не поглощала бы
человека до такой степени, чтобы он терял способность быть любящим существом. И
в то же время – плодотворность любви, способность растить детей.
VII стадия.
Взрослость
Эту и последующую стадию классический психоанализ уже
не рассматривает, он охватывает только период взросления.
Возраст: зрелый.
Задача этапа: генеративность против стагнации.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: производство
и забота.
Ко времени наступления этой стадии человек уже прочно
связал себя с определенным родом занятий, а его дети уже стали подростками.
Для этого этапа развития характерна общечеловечность
– способность интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга,
задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и
устройством будущего мира. Для этого не обязательно иметь собственных детей,
важно активно заботиться о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось
и работалось.
Те, у кого чувство сопричастности человечеству не выработалось,
сосредоточиваются на самих себе, и их главной заботой становится удовлетворение
своих потребностей, собственный комфорт, самопоглощенность.
Генеративность – центральный момент этой стадии. Это
понятие охватывает эволюционное развитие, которое сделало человека обучающим и
организующим, равно как и обучающимся. Генеративность – это заинтересованность
в устройстве жизни и наставлении нового поколения. Хотя существуют отдельные
лица, которые вследствие жизненных неудач или особой одаренности в других
областях, не направляют этот интерес на свое потомство.
Генеративность включает в себя продуктивность и креативность,
но эти понятия не могут его заменить. Генеративность – самая важная стадия как
психосексуального, так и психосоциального развития.
Когда такого обогащения не удается достичь, происходит
регрессия к потребности в псевдоблизости, с чувством застоя и обеднением личной
жизни. Человек начинает баловать себя, как если бы он был своим ребенком. Сам
факт наличия детей или желания их иметь – это еще не генеративность.
Причины отставания – чрезмерное себялюбие, напряженное
самосозидание преуспевающей личности за счет других сторон жизни, недостаток
веры, доверия, ощущения, что он желанная надежда и забота общества.
Составитель педагог-психолог высшей категории Филиппова
О.В.
|