Синдром дефицита внимания и
гиперактивности (СДВГ) является одной из наиболее частых причин обращения за
психологической помощью в детском возрасте. Несмотря на значительное количество
работ в этой области, исследователи до сих пор не пришли к единому мнению
относительно этиологии синдрома, его распространенности, а также
диагностических критериев данного заболевания.
До сих пор остается невыясненным
вопрос, почему у одних детей с СДВГ больше выражены эмоционально-мотивационные
нарушения, у других – когнитивные. Существуют также разногласия относительно
возможностей компенсации, устойчивости проявления симптомов и сочетания СДВГ с
другими клиническими расстройствами. Работая с
детьми с СДВГ и их семьями, хотелось бы
рассказать о своих наблюдениях, а так же о методах коррекционной работы с такими детьми и
их родителями. В своей работе пользуемся современными принципами и научными
достижениями в этой области.
В 1980 г. Американской ассоциацией
психиатров была разработана рабочая классификация - DSM-IV (the Diagnostic and
Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition), - согласно которой
случаи, описанные ранее как минимальная мозговая дисфункция, предложено рассматривать
как синдром дефицита внимания и синдром гиперактивности. Основной предпосылкой
явился тот факт, что наиболее частые и значимые клинические симптомы
минимальной мозговой дисфункции включали нарушение внимания и гиперактивность.
В последней классификации DSM-IV данные синдромы объединены под одним названием
"синдром дефицита внимания/гиперактивности". В исследовании Н.Н. Заводенко и соавт. [1]
частота синдрома дефицита внимания у школьников составила 7,6%. Мальчики
страдают в 2 раза чаще девочек.
Классификация. Согласно DSM-IV выделяют
3 варианта течения синдрома дефицита внимания/гиперактивности в зависимости от
преобладающих клинических симптомов:
- синдром, сочетающий дефицит внимания и
гиперактивность;
- синдром дефицита внимания без гиперактивности;
- синдром гиперактивности без дефицита внимания.
Некоторые исследователи подвергают сомнению
объединение синдрома дефицита внимания и синдрома гиперактивности, так как до
40% всех больных страдают только дефицитом внимания без гиперактивности.
Дефицит внимания без гиперактивности чаще наблюдается у девочек.
Синдром дефицита внимания может быть как первичным,
так и возникать в результате других заболеваний, то есть иметь вторичный или
симптоматический характер (генетически детерминированные синдромы, психические
заболевания, последствия перинатальных и инфекционных поражений центральной
нервной системы).
Критерии
диагноза и
клинические проявления. Адекватная диагностика синдрома дефицита
внимания/гиперактивности невозможна без четкого соблюдения критериев диагноза.
К ним, согласно DSM-IV, относятся:
- наличие у
ребенка дефицита внимания и/или гиперактивности;
-
раннее (до 7 лет) появление симптомов
- длительность (более 6 мес) их существования;
- симптомы
наблюдаются и дома, и в школе;
- симптомы
не являются проявлением других заболеваний;
- диагноз
синдрома дефицита внимания/гиперактивности может быть поставлен только тогда,
когда очевидны трудности в обучении и нарушение социальных связей (т. е. не
ранее 5-6-летнего возраста).
Нередко синдром гиперактивности включает в себя
церебрастенические, неврозоподобные, интеллектуально-мнестические наршения,
иногда психопадобные нарушения. А психические и физические воэможности этих
детей оказываются недостаточными, чтобы соответствовать требованиям, которые
предъявляет к ним социальная среда – семья, детский сад, школа. Ребенок
становится источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей,
педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность,
берет чужие вещи, часто ведет себя совершенно непредсказуемо, избыточно
реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации).
С трудом адаптируются в коллективе, их
отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления.
В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со
сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении.
Ребенок также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает
авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам.
Особенно часто
асоциальное поведение наблюдается в подростковом периоде, когда у детей с
синдромом дефицита внимания/гиперактивности возрастает риск формирования
стойких нарушений поведения и агрессивности. Подростки с данной патологией чаще
склонны к раннему началу курения и приему наркотических препаратов, у них чаще
наблюдаются черепно-мозговые травмы.
Родители ребенка, страдающего синдромом
дефицита внимания и/или гиперактивности, иногда сами отличаются резкими сменами
настроения и импульсивностью и, как правило, испытывают много трудностей при
общении с ними.
Так, некоторые стремятся жесткими мерами бороться с
"непослушанием" сына или дочери, усиливают дисциплинарные способы
воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший
проступок, вводят непреклонную систему запретов. Другие, устав от бесконечной
борьбы со своим чадом, махнув на все рукой, стараются не обращать внимания на
его поведение или, "опустив руки", предоставляют ребенку полную
свободу действий, тем самым лишая столь необходимой для него поддержки
взрослых.
Некоторые же родители, слыша в детском саду, в школе, и в других
общественных местах непрекращающиеся упреки и замечания в адрес своего ребенка,
начинают винить только себя в том, что он такой, и даже приходят в отчаяние и
впадают в депрессивное состояние, которое, в свою очередь, негативно влияет на
чувствительность ребенка.
Во всех этих случаях родители часто теряются при
выборе наиболее оптимальной линии поведения с ребенком. Поэтому с ними необходимо
проводить планомерную "разъяснительную работу", наиболее оптимальный
вариант, которой индивидуальные и групповые психологические консультации и
совместные детско-родительские тренинги.
Психолого-педагогическая
коррекция
включает в себя: методы модификации поведения, психотерапию, педагогическую и
нейропсихологическую коррекцию.
Особенность становления мотивацищнно-личностной
сферы, эмоционального развития, и формирование произвольного поведения при СДВГ
заслуживает особое внимание. Поэтому хотелось подробнее остановиться на одном
из методов коррекции.
Мною проводилась коррекция поведения детей с СДВГ в
детско-родительских группах «Куклотерапия». Ребенок с СДВГ и его родители наблюдаются мной в течении 1-
2 лет. Количество детей в группе 3-4 с различными симптомами и один с СДВГ.
Выделяется наиболее яркий симптом СДВГ например, отвлекаемость или чрезмерная
активность, или непоседливость и суетливость и начинается его коррекция через
актерскую игру на куклах. Родители обязательные участники коррекционного
процесса. Детям и родителям дается индивидуальное задание – этюд. Через него
ребенок проигрывает свою проблему.
Родители вместе с детьми шьют куклы, делают
декорации, репетируют роли, вместе с ребенком обсуждают этюд и выбирают
наиболее подходящую модель поведения в той или иной ситуации, проигрывают ее
дома несколько раз, а потом представляют ее перед другими детьми и родителями.
Таким образом, ребенок прорабатывает, отыгрывает свою проблему и учится на
примерах других. Один из принципов моих занятий это безусловное принятие
ребенка. Каким бы он не был, здесь он самый хороший, я нахожу в нем очень много
достоинств и на основе их, строю свои занятия с ребенком. Таким образом, у
ребенка снимается психическое напряжение и поднимается его самооценка. И это
дает возможность включится компенсаторным механизмам его нервной системы.
В
дополнении ко всему, большая психокоррекционная работа на занятиях ведется с
родителями. На каждом занятие проводится индивидуальная консультация
родителями, и групповая консультация-беседа со всеми родителями на тему. занятия. К занятиям родители пишут свои отчеты наблюдения за ребенком,
ищут достоинства в своем ребенке, сравнивают свой характер с характером
ребенка, сравнивают и находят общее в своем детстве и в детстве ребенка и т.д..
Вся эта работа необходима для того, чтобы помочь родителям посмотреть на своего
ребенка с другой стороны, понять его трудности и психологически принять его таким, каким он есть. Итогом
коррекционной работы с родителями на первом этапе является такое их
психологическое состояние, когда они уже самостоятельно без помощи психолога
могут решить вместе с ребенком его психологические трудности.
По окончании занятий на первом этапе,
родителям даются индивидуальные рекомендации по воспитанию и развитию ребенка. Для детей с СДВГ, я даю следующие рекомендации:
- Прежде всего, мамы и папы, бабушки и
дедушки должны понять, их ребенок ни в коей мере не виноват, что он такой, и
что дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний,
окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а в подавляющем
большинстве случаев только ухудшат его.
- С гиперактивным ребенком необходимо
общаться мягко, спокойно. Если взрослый выполняет вместе с ним учебное задание,
то желательно, чтобы не было криков и приказаний, но и восторженные интонации,
эмоционально приподнятый тон тоже следует исключить. Гиперактивный ребенок,
будучи очень чувствительным и восприимчивым, скорее всего, быстро
"присоединится" к вашему настроению. Эмоции его захлестнут и станут
препятствием для дальнейших успешных действий.
- Довольно часто гиперактивные дети обладают
неординарными способностями в разных областях, сообразительны и быстро
"схватывают" информацию, отчего у родителей создается впечатление,
что обычная программа обучения в детском саду или школе слишком примитивна для
них, и они записывают ребенка в различные кружки, на факультативы. Однако
завышенные требования к таким детям и увеличение учебных нагрузок зачастую
ведут к переутомлению, капризам и отказу от учебы вовсе.
- Бывает, что родители, уверовав либо в
исключительность своего чада, либо в невозможность что-то изменить, выбирают
тактику вседозволенности, и очень быстро смышленый ребенок начинает
манипулировать взрослыми. А поскольку таким детям для ощущения собственной безопасности
просто необходимы четкие границы дозволенного и обязательная "обратная
связь" от взрослого, то в этом случае поведение только ухудшается.
- Гиперактивному ребенку, как правило, делают
огромное количество замечаний и дома, и в детском саду, и в школе, в связи с
этим страдает его самооценка, поэтому надо почаще хвалить его за успехи и
достижения, даже самые незначительные.
- Если взрослый хочет добиться того, чтобы
его гиперактивный ребенок выполнял указания и просьбы, надо научиться
"правильно" давать инструкции" для него. Прежде всего, указания
должны быть немногословными, и содержать в среднем не более 10 слов. В
противном случае ребенок просто "выключится" и не услышит вас.
Родители не должны давать ребенку несколько заданий сразу, например: "Иди
в детскую, убери игрушки, потом почисти зубы и приходи за стол..." Лучше
дать те же указания, но отдельно, добавляя следующее только после того, как
выполнено предыдущее. Причем необходимо, чтобы задания были выполнимы для
малыша и физически, и по времени. Результат их выполнения необходимо
обязательно контролировать.
- В случае, если родители считают, что
какую-то деятельность ребенка необходимо запретить (например, ребенку нельзя
гулять одному, нельзя брать спички и т.п.), то надо помнить, что подобных
запретов должно быть очень немного, их следует заранее оговорить с ребенком и
сформулировать в очень четкой и непреклонной форме. При этом желательно, чтобы
ребенок знал, какие санкции будут введены взрослым за нарушение того или иного
запрета. В свою очередь, родители должны быть очень последовательными при
исполнении таких санкций. В противном случае малыш каждый раз будет жертвой
настроения мамы или папы и станет бояться не конкретного наказания со стороны
взрослого, а любой неожиданной "эмоциональной бури". Все это приведет
лишь к тому, что ребенок начнет стараться скрывать все неприятные происшествия
от родителей, и их отношения в результате ухудшатся.
- В повседневном общении с
гиперактивнми детьми родители должны избегать резких запретов, начинающихся
словами "нет" и "нельзя". Ребенок импульсивен, и, скорее
всего, тут же отреагирует на такой запрет непослушанием, либо вербальной, то
есть словесной агрессией.
В подобных ситуациях, во-первых, надо
говорить с ребенком спокойно и сдержанно, даже если вы что-либо ему запрещаете,
а во-вторых, желательно не заявлять категорически "нет", а оставить
возможность выбора. Например, если ребенок "носится как вихрь" по
квартире, можно предложить ему на выбор два или три других занятия: побегать во
дворе или послушать чтение взрослого. Если малыш громко кричит, можно вместе с
ним спеть по его выбору несколько любимых песен. Если ребенок швыряется
игрушками и вещами, можно предложить ему игры с водой.
- В силу своей импульсивности гиперактивному ребенку
трудно по первому требованию взрослого переключить с одного вида деятельности
на другой. Иногда лучше предупредить его об этом за несколько минут до начала
новой деятельности. К примеру, если ребенок смотрит телевизор, а родителям надо
идти в магазин, можно сказать ему: "через 10 минут мы выключаем телевизор.
Хорошо?". Причем, чтобы не вызвать агрессии ребенка, лучше если по
истечении этих 10 минут ему напомните не вы, а звонок будильника или кухонного
таймера. В том случае, когда ребенок правильно выполняет поставленные условия,
он, безусловно, заслуживает вознаграждения, и здесь вполне уместно использовать
систему поощрений и наказаний.
- Родителям следует следить за соблюдением режима дня
"гиперактивного" ребенка (время приема пищи, выполнение домашних
заданий, сон), предоставлять ему возможность расходовать избыточную энергию в
физических упражнениях, длительных прогулках, беге.
- Следует также избегать утомления при выполнении заданий, так как при
этом может усиливаться гиперактивность. "Гиперактивные" дети
чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо исключить или ограничить их участие в
мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей.
- Ограниченное время просмотра Телевизора. Т.к. бесконечный калейдоскоп
картинок, сопровождаемых музыкой и отрывочными фразами, когда за одним кадром
тут же идет другой, не дает ребенку сконцентрироваться, осмыслить
увиденное.
-
Так как ребенок испытывает сложности в концентрации внимания, нужно
давать ему только одно задание на определенный промежуток времени.
-
Важен выбор партнеров для игр - друзья ребенка должны быть
уравновешенными и спокойными.
Прогноз и вывод. По данным
исследователей, и по моим личным наблюдениям, у детей с СДВГ (не сопровождающими
другими психическими расстройствами), которые растут и развиваются в
благоприятной психологической атмосфере любви и приятия, без интеллектуальной
перегрузки и эмоционального перенапряжения, и вовремя
прошедшие психокоррекцию, включаются компенсаторные
механизмы нервной системы и часть
симптомов СДВГ регрессирует.
Автор статьи: Психолог Филиппова Ольга Владимировна.
|